История школы

Kраснопресненская детская художественная школа (КДХШ) — старейшее и одно из известнейших детских художественных учебных заведений г. Москвы и России. В 2010 году исполнилось 75 лет со дня ее основания.

Школа была создана осенью 1935 г. по инициативе группы художников-энтузиастов во главе с выпускницей ВХУТЕМАСа Натальей Викторовной Бушкевич — ее первым директором. Занятия проводились в старом особняке Небольсиных на Б. Садовой рядом с Планетарием.

Коллектив школы. В центре - директор Бушкевич Н.В., позади - Соломахин Р.А. 1950-е годы

Днем здесь занимались дети, а вечером писали известные московские художники. Такое соседство, естественно, оказывало полезное влияние на ребят. Даже в суровые годы войны школа-студия не прекращала свою работу, а теплый свет окон привлекал новых воспитанников.

Старая школа у планетария

В 1943 году школе был придан статус городской художественной школы с 10-летним циклом обучения и единственной в системе Министерства просвещения СССР. В то время (30-е, 40-е, 50-е годы) в школе работали высококвалифицированные художники-педагоги, которые отдали много сил и таланта становлению и развитию школы, способствовали росту ее авторитета.

В мастерской педагога И.И.Темкина

Друзьями школы были многие известные деятели искусства и культуры: С.Коненков, В.Мухина, Кукрыниксы, С.Герасимов, А.Барто, Б.Лихачев и многие другие. Долгие годы о школе заботился Игорь Эммануилович Грабарь.

Агния Барто с учащимися школы. 1978 год

В начале 50-х годов в связи со сложным положением школы были предприняты попытки закрыть учебное заведение. Академия художеств СССР, Союз художников, общественные организации и деятели культуры вста ли на защиту уникального учебного заведения. И как результат — будущее школы рассматривалось на заседании Президиума Совета Министров СССР в 1952 г. Своеобразной охранной грамотой для школы стало Распоряжение за подписью Председателя Совмина СССР И.В. Сталина: «...сохранить в порядке исключения городскую художественную школу...».

Это, по существу, является вторым рождением школы. В эти годы школа переводится в подчинение Управления образования Советского района г. Москвы, в последствии переименованного в Краснопресненский.

Старшеклассники. 1950-е годы

В начале 60-х годов коллектив педагогов школы пополнился молодыми специалистами, бывшими выпускниками школы. В 1961 году во главе школы становится Роман Арсеньевич Соломахин, 43 года проработавший в должности директора. Новый преподавательский состав сохранил и развил традиции школы, внес новые идеи в процесс художественного воспитания и образования.

Слева-направо: Дубровин В.М., Антонов И.А., Иродов Ю.С., Соломахин Р.А., Зинковский А.И., Филиппов О.Ф. в учительской. 1972 год

70-е годы отмечаются всплеском творческой активности. В школу пришли бывшие ученики педагогов-шестидесятников. Этот сплав опыта и творческой энергии придал новый импульс в жизни школы. Тесные творческие связи наладились с Союзом художников СССР, с Домом Дружбы с народами зарубежных стран, многими творческими и общественными организациями.

В художественной школе частыми гостями стали специалисты из зарубежных стран. Ведущие педагоги , состав сохранил и развил традиции школы, внес новые идеи в процесс художественного воспитания и образования. В этот период коллектив школы вышел на международную арену. Впервые рисунки советских детей-учащихся художественной школы стали экспонироваться на международных выставках и конкурсах детского творчества. Этот период совпал с работой в здании на ул. Климашкина (быв. Курбатовский пер).

Здание школы на улице Климашкина

В 1974 году дети получили полноценное здание на ул. Красина, д.27 (быв. средняя школа).

Ряд ведущих педагогов школы стали членами Союза художников СССР, вели параллельно с педагогической активную творческую и общественную деятельность, в том числе в эстетических комиссиях Союза художников. Именно в этот период школа стала известна, как «Краснопресненская». Школа внесла значительный вклад в культурную жизнь Москвы и страны.

В мастерской педагога скульптуры Шиповской В.Н. 1960-е годы

Коллективом был накоплен богатый опыт работы в области художественного образования и эстетического воспитания детей и юношества.

Метод работы школы строился на сохранении и развитии традиций русского и мирового искусства с использованием современных форм обучения и воспитания, чему способствовали тесные творческие и методические контакты с Институтом художественного воспитания АПН СССР.

Школа стала своеобразным полигоном, на котором отрабатывались новые программы. Опыт работы школы лег в основу создания ряда художественных школ страны.

В 1974 году на заседании Коллегии Министерства просвещения СССР была заслушана и одобрена работа художественной школы. В своем решении Коллегия отметила положительную роль школы в образовании, подчеркнула необходимость расширения опыта ее работы по всей стране.

С распадом СССР в 1991 году художественная школа не растеряла свой творческий и педагогический потенциал, нашла в себе силы выжить в сложной политической и экономической ситуации, сохранила лучшие качества советской школы художественного воспитания и образования, стала внедрять новые современные формы обучения. Значительно расширилась деятельность школы в области популяризации детского творчества. По существу КДХШ стала одним из лидеров Москвы и Центрального округа среди учреждений детского художественного образования.

На занятиях по живописи. Педагог Зуев А.А. 1998 год

Школа сотрудничает со многими музеями Москвы, журналами (особенно с «Юным художником»), средствами массовой информации, министерствами и ведомствами, союзами художников России и Москвы, Академией образования РФ. Большую помощь и поддержку коллектив школы получил от Префектуры ЦАО г. Москвы, Управления образования, Управы «Пресня». Этот период в жизни школы совпал с работой в должности заместителя директора ее бывшего выпускника Дубровина Виктора Михайловича, возглавившего школу в 2004 году.

В2006 году директором КДХШ становится Шуляк Евгения Анатольевна, бывшая выпускница школы.

Евгения Анатольевна пришла на работу в КДХШ в 1990 году в качестве педагога (была методистом по рисунку, заместителем по выставочной деятельности).

Краснопресненская детская художественная школа имеет свое ярко выраженное творческое лицо, которое с годами обогащается и совершенствуется.

Работа над гобеленом в текстильной мастерской

За свою 75-тилетнюю историю художественная школа выпустила тысячи воспитанников, которые стали известными деятелями культуры и искусства, проявили себя в науке и образовании. Работы учащихся школы экспонировались более чем в 50-ти странах мира, были высоко оценены на конкурсах детского творчества как в стране, так и далеко за ее пределами, отмечены многочисленными премиями, наградами, дипломами. В 2004 году коллектив школы был награжден главным призом фестиваля «Юные таланты Московии» — «Девочка на шаре».

В настоящее время школа продолжает традиции своих предшественников, расширяет направления художественного образования, внедряет новые современные методики и технологии. В школе наряду с основными базовыми дисциплинами по рисунку, живописи и композиции, учащиеся совершенствуются и приобретают неоценимый опыт в скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, компьютерной графике, расширяют свой кругозор на занятиях по искусствоведению.

Просмотр эскизов дипломов. Педагоги КДХШ

Уникальность художественной школы заключается в ее возможности осуществлять непрерывный цикл обучения в течение 11 лет с 6-тилетнего возраста до окончания ребенком средней школы. Выпускники школы в последний год обучения выполняют дипломную работу, которая должна стать итогом многолетнего творческого труда ученика. Педагогический коллектив не ставит перед собой задачу сделать всех воспитанников художниками. Но привить любовь к искусству, культуре, расширить границы познания, научить основам изобразительной грамоты и воспитать в своих учениках чувства любви к Родине, отечественной культуре - то главное, что объединяет весь коллектив школы.

Одновременно, в старших классах вводится профильное обучение ориентирующее учащихся при выборе будующей профессии.

В современных условиях важным является стремление сделать обучение максимально доступным для разных слоев населения, поэтому в школу принимаются практически все желающие приобщиться к прекрасному. Даже если ребенок впервые взял в руки карандаш или кисть и ему сложно адаптироваться к требованиям школы, у него есть возможность приобрести недостающие навыки в подготовительной группе, а затем поступить в класс, соответствующий его возрасту.

Уходят в жизнь повзрослевшие воспитанники школы, на смену им приходят новые юные таланты, а вместе с ними, несмотря на свой солидный возраст, молодеет и художественная школа.

За заслуги в области развития отечественной культуры и образования многие педагоги и сотрудники школы были отмечены правительственными и ведомственными наградами. Были присвоены Почетные звания: Гурвич Иосиф Михайлович — Заслуженный художник РСФСР, Соломахин Роман Арсеньевич — Заслуженный учитель РФ, Стопа Генрих Тадеушевич — Заслуженный художник РФ, Глухов Виктор Александрович — Заслуженный художник РФ, Павлов Олег Борисович — Заслуженный художник РФ, Соколов Леонид Игоревич — Заслуженный архитектор РФ.

Яндекс.Метрика